Мариамоба — день успения Пресвятой Богородицы
Успение Богородицы — один из двенадцати главных праздников православной церкви. В этот день верующие празднуют победу вечной жизни над смертью.
В Грузии праздник называется «Мариамоба» — день Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
Этот день является государственным праздником и нерабочим днем.
Празднование
Праздничная служба в этот день проводится во всех действующих церквях Грузии. Празднику предшествует двухнедельный пост с 14 по 27 августа.
Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй проводит праздничную службу в Сионском кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы.
Апостолы при одре Богоматери. Фрагмент фрески Атенского Сиони, XI век
В этот день Церковь воспоминает праведную кончину (Успение) Божией Матери — событие одновременно печальное — потому что это день окончания жизненного пути Богородицы, и радостное — потому что это день Ее соединения с Сыном.
Согласно церковному преданию, в этот день, апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы провести погребение Девы Марии.
Фреска со сценой Успения Богородицы в одноименном монастыре пещерного города Вардзия, XII век.
Дева Мария или по-грузински Мариам — особо почитается в Грузии, так как по библейскому преданию, именно Грузия стала одним из уделов, предназначенных Богородице для распространения христианства.
Мариам – одно из самых распространенных имен в Грузии. По данным Агентства развития государственных сервисов министерства юстиции Грузии, в стране проживает более 100 тысяч женщин по имени Мариам.
Мариам – еврейское имя, которое означает неустрашимая, бесстрашная, непокорная. С арабского это имя переводится как «служащая Богу».
Богородица является самым почитаемым и самым священным лицом после Спасителя. Именно ей воздают особую честь и поклонение все христиане. Бесчисленные храмы и монастыри были воздвигнуты в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Во время службы в этот день вспоминают жизнь, деяния и кончину Богородицы. Духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы, читает над ней молитвы, а затем обносит ее вокруг храма.
Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви.
Успение
Евангелие от Иоанна повествует о том, что Иисус, претерпевая Крестные страдания, поручает свою Мать заботам любимого ученика. Пресвятая Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова недалеко от Елеонской горы.
Она была с теми, кто поддерживал и утверждал молодую христианскую Церковь. Уверовавшие во Христа приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть и услышать Богородицу. Апостолы записали все, что Она рассказывала о Своей жизни и о земной жизни Своего Сына.
Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей. Живя в Эфесе, она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел.
Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим, куда она часто ходила к Святому Гробу Господню на Голгофу и молилась. Во время одной из таких молитв ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь, и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением.
Пресвятая Дева несказанно обрадовалась этой вести и стала готовиться к своей кончине.
В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме для прощания с ней собрались для прощания почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам, проповедуя Слово Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.
Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к Ней, чтобы забрать ее душу с собой. Пресвятая Богородица обратилась к Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих ее память.
Она также молила сына своего защитить ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.
Апостолы положили тело Марии в гроб, отнесли его в Гефсиманию и похоронили в пещере, где покоились тела Ее родителей, и молились у входа три дня.
Опоздавший на погребение Фома попросил открыть пещеру, чтобы поклониться праху Богородицы, но не обнаружил ее тела.
Вечером того дня Мария явилась к апостолам за ужином и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни». Это так обрадовало апостолов и кто был с ними, что они подняли часть хлеба, которую поставляли на трапезу в память о Спасителе и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам».
Этим было положено начало чину возношения панагии (в переводе с греческого пресвятая), части хлеба в честь Матери Божией. Такой обычай до сих пор сохраняется в монастырях.
Существует много версий относительно возраста Богородицы на момент ее успения, но наиболее вероятно, что она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Рождества Христова.
История
Праздник Успения восходит к первым векам христианства. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского.
В четвертом веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами в день Успения Богоматери с 595 года праздник — стал общецерковным.
Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К основной цели в IV-V веках присоединилась и другая — обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы, и, соответственно, Ее телесную кончину.
В 415 году на месте успения Богородицы, в том месте, где стоял дом апостола Иоанна Богослова, рядом с Горницей Тайной Вечери, была построена византийская базилика «Святой Сион», посвященная пасхальной Тайной Вечере Иисуса Христа и Его учеников, а также схождению Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу.
Этот храм несколько раз разрушался — в 614 году при нашествии персов, в 966 году и в 1200 году мусульманами.
В 1910 году на этом месте, на вершине горы Сион, было построено немецкое бенедиктинское аббатство — монастырь Успения Богородицы. В конце XIX века католическому Ордену бенедиктинцев удалось приобрести этот участок земли у султана Абдул-Хамида II (1842-1918).
Во время Второй Мировой войны и после нее монастырское здание использовалось под госпиталь. Медицинские сестры и некоторые пациенты тайно молились перед образом, случайно сохранившемся в бывшем храме, но начальство, узнав об этом, изрезало лик Божией Матери скальпелем.
Однако верующие смогли сохранить икону, которая известна многократными исцелениями.
Материал подготовлен на основе открытых источников