Наездники из Гурии в шоу Баффало Билла
Поводом к этой заметке послужил тот факт что один из известнейших художников современного стрит арта бразилец Эдуардо Кобра (Eduardo Kobra) в своей работе использовал образ наездника, скопированный с фотографии джигита из грузинского региона Гурия, который покорил Америку в начале 20-го века. Об этом интересном факте рассказала грузинская служба «Голоса Америки».
В рамках своего проекта «Цвета свободы» («Colors of Freedom») летом 2018 года Кобра создал картину «Остров Эллис» (Ellis Island) — это одно из самых больших граффити в Нью-Йорке, монументальный мурал занимает 1,8 тысячи квадратных метров. Граффити размещено на стене публичной школы в нью-йоркском Вест-Виллидже и посвящено иммигрантам, прибывшим в Америку век назад через остров Эллис.
Красавец в папахе и традиционной кавказской одежде был числе нескольких эмигрантов из Грузии, которые прославились в Америке более ста лет назад. Гурийского всадника Мшвидобадзе на картине опознал исследователь Ираклий Махарадзе.
Этот лихой грузинский наездник участвовал в шоу «Дикий Запад» (Wild West) самого Баффало Билла.
Баффало Билл – это псевдоним полковника американской армии и предпринимателя Уильяма Фредерика Коди. Он считается одним из пионеров американского шоу-бизнеса. Свое шоу «Дикий Запад» он основал еще в начале 1880-х годов. Именно эти представления сыграли огромную роль в популяризации образа ковбоя и принесли Баффало всемирную славу.
На рубеже XIX-XX веков «фишкой» шоу «Дикий Запад» стали выступления наездников из Западной Грузии. Зрителей они покоряли диким стилем езды и экзотической одеждой.
Считается, что наездников из Гурии в шоу привел Томас Оливер — импресарио Баффало Билла. Оливер побывал в Батуми в 1892 году и узнал о мастерстве гурийскийских всадников от секретаря американского консула.
В том же году импресарио Баффало вывез грузинских наездников в Европу — тогда они впервые приняли участие в шоу «Дикий Запад» в Лондоне. В столицу Великобритании из Гурии приехала группа из 10 всадников под руководством князя Иванэ Махарадзе. Многие из них никогда не бывали даже в Тбилиси.
Участие гурийцев в шоу с ковбоями и индейцами вызвало огромный интерес англичан. Британская пресса оценила их навыки как «высшее искусство верховой езды». Вскоре слухи о диких наездниках дошли и до королевы Виктории. По ее просьбе организаторы шоу провели выступление гурийских всадников в Виндзорском замке — резиденции британских монархов.
Уже через год, в марте 1893 года гурийцы отправились в турне по США. Их группа росла. Сохранились данные о том, что на арену вместе с мужчинами выходили наездницы-девушки.
Поклонниками гурийских наездников были королева Виктория, Вудро Вильсон и Теодор Рузвельт. Известно, что Теодор Рузвельт пришел в такой восторг от мастерства Георгия Чхаидзе, что подарил гурийскому наезднику личный подарок: золотое кольцо и блюдо с собственным изображением на коне.
Исследователь Ираклий Махарадзе изучает историю гурийских наездников в США уже более 20 лет. По его словам, гурийцы выступали в представлениях Баффало Билла почти три десятилетия. Все это время зрителям их представляли как «русских казаков». Более того, американцам было трудно запоминать и произносить грузинские имена, поэтому наездники из Гурии, как правило, использовали псевдонимы.
«Несмотря на то, что до сих пор во многих исторических источниках их считают «казаками», эта ошибка понемногу исправляется. Я добился того, что в нескольких музеях Америки на подписях к фотографиям написали, что это грузины, а не русские. В современных американских исторических книгах уже указано, что наездники были не казаками, а грузинами, из западной части Грузии», — рассказал в интервью «Голосу Америки» Ираклий Махарадзе.
Исследователь говорит, что после установления советской власти большевики закрыли гурийцам путь на Запад.
«Часть тех, кто был по ту сторону границы, не захотел возвращаться и со временем они смешались с американцами. Тем наездникам, что вернулись на родину, пришлось хлебнуть горя. Большевики многих из них арестовали, часть отправили в ссылку по обвинению, что они «американские шпионы». Наездникам пришлось своими руками ради спасения своей жизни и благополучия родственников уничтожать и жечь материалы, фотографии, письма, которые могли быть использованы против них… Из-за этого огромное количество материалов оказалось потеряно», — рассказал Махарадзе.
Между тем на западе история гурийских наездников привлекает интерес до сих пор. Махарадзе часто дает интервью. В одном из них, опубликованном новозеландским изданием Horsetalk отмечается, что известный западный историк Ди Браун писал, что грузины получили широкое признание в США и оказали значительное влияние на ковбоев. «Трюковая езда пришла на родео через труппу казачьих смельчаков …», — отмечал Браун. «Заинтригованные казачьими трюками на скачущих лошадях, западные ковбои вскоре представили свои варианты американского родео».
Стиль катания грузин, называемый джигитовкой — тюркским словом, которое в переводе означает «умелый и смелый наездник» — или «джирити» на грузинском языке, изменил саму концепцию трюковой езды.
Когда лошадь неслась галопом, гурийцы могли стоять в седле в полный рост и даже на голове. Трюкачи одновременно ездили на трех или четырех лошадях, ныряли под круп животных, спрыгивали на землю, а затем запрыгивали назад в седло, пересаживались в седле задом наперед, могли на полном скаку подобрать с земли камни, кнуты, платок, шляпу, винтовку и другие объекты.
Между тем большинство грузинских всадников, которыми так восхищался Запад, были довольно бедными крестьянами и никогда не были не только за границей, но зачастую и в столице Грузии – Тбилиси.
Выступления в американских шоу «Дикий Запад» были для них хорошим шансом улучшить свое финансовое положение. Американские работодатели платили неплохие деньги, от 40 до 50 долларов в месяц.
Грузинская газета «Цнобис Пурцели» сообщала в начале прошлого века, сколько получают гурийские наездники в Америке: «Им платят 100 рублей в месяц, и им предоставляется прекрасный шанс увидеть мир». Для сравнения: цена коровы в Грузии в то время составляла 3-5 рублей.
Грузинские наездники выходили на арену по пять раз в каждом шоу. Сначала это было во время открытия, затем шла гонка между «казаками», индейцами, ковбоями и мексиканцами. Их третий выход состоял в 10-минутном представлении, которое включало джигитовку, песню на грузинском языке и танец. Перед окончанием шоу гурийцы принимали участие в гонках на ипподроме и в финальном салюте. Общее время на арене составляло около 15 минут два раза в день, плюс участие в ежедневном параде.
Эта интересная история стала для нас откровением, а сохранена и изучена она благодаря грузинскому историку Ираклию Махарадзе.
Источник: Новости Грузия 27.08.2019