Монастырь Ломиси и праздник Ломисоба
В окружении заснеженных горных вершин на высоте более 2200 метров находится древний монастырь Ломиси. Из года в год сюда поднимаются люди, чтобы отметить один из самых загадочных и необычных праздников – Ломисоба. Чтобы добраться до этого места, нужно по военно-грузинской дороге доехать до селения Квемо Млета – недалеко от Гудаури. Здесь вас встретит небольшая церквушка. Именно отсюда начинается подъем длиной 4,5 км в гору. Не забудьте захватить с собой при подъеме что нибудь для монахов. Среди паломников сложилась традиция взять с собой хотя бы одно полено из поленницы рядом с церковью в Квемо Млета. На самой вершине горной гряды возвышается средневековая церковь Святого Георгия или монастырь Ломиси, о которой сложено много мистических легенд.
Монастырь входит в тройку самых высокогорных в Грузии. Он уступает первенство Ламарии в Ушгули (2300 метров). Но зато опережает храм Самеба в Гергети (2170 метров). Среди перечисленных двух храмов Ломиси считается самым труднодоступным: перепад высоты до ближайшего селения Млета превышает 700 метров.
Именно здесь, в монастыре Ломиси, ежегодно на седьмой неделе после Пасхи отмечается праздник Ломисоба. Этому торжеству не одно столетие. На праздник в деревне Млета собирается огромное количество паломников. Это не только люди с окрестных населенных пунктов — сюда приезжают даже из крупных городов, включая Тбилиси. Здесь можно встретить также паломников из Самачабло (Северной Осетии).
По старой традиции, дьяконы с песней поднимают флаг на гору, где после начинается празднование и ритуальное моление. Многие приезжают сюда в надежде исцелиться. На Ломисоба принято также молиться о плодородии, кто-то просит удачи в каком-то важном деле и так далее.
Несмотря на христианизацию, Ломисоба содержит в себе отголоски языческих ритуалов. Об этом говорит и ученый Серги Макалатиа. Он отметил, что Ломисоба все же является праздником дохристианского периода, и ритуалы для его проведения имеют элементы язычества.
Иного мнения придерживается другой ученый Асмати Окропиридзе, которая утверждает, что праздник существовал в раннехристианский период:
«Из средневекового труда 11 века «Жизнь Картли» нам хорошо известно о деятельности Нино. Когда святая пришла на землю грузинскую, она начала проповедовать веру, поднялась на гору напротив Мцхеты, помолилась и чудесным образом на небе появился крест. Это событие грузинская православная церковь объявила праздником. Стоит отметить, что Ломисоба совпадает с этим днем».
По словам Окропиридзе, распространению христианства среди горного народа помогли именно такие чудеса как появление креста на небе. Поэтому, по ее мнению, Ломисоба никак не может считаться языческим праздником.
Однако нельзя исключать тот факт, что праздник все же восходит к язычеству. Даже слова Ломиси или Ломисоба происходят от грузинского «ломи», что переводится как лев. Согласно дошедшим до нас сведениям, в дохристианский период горцы Грузии поклонялись быку, которого отождествляли с львом за его храбрость и силу, а также бык считался символом плодородия и земледелия. Культ быка был тесно связан с культом Тетри Гиоргия, то есть Белого Георгия. В дальнейшем с принятием христианства его образ слился уже с образом святого Георгия.
Еще до христианизации культ быка сменился поклонением Луне. Такой переход весьма логичен. Об этом свидетельствует тот факт, что рога быка – это знак неполной луны. После того, что горцы стали христианами, на месте храма Луны была построена христианская церковь. Признаки языческого культа соприкоснулись со святым Георгием, поскольку он был воином, сильным и храбрым, отдавшим свою жизнь ради любви к своему Господу, Сыну Божию.
Существует одна чудесная легенда о иконе святого Георгия из Ломиси.
В 13 веке на Грузию обрушилось страшное испытание. Хорезмшахи под предводительством Джелал ад-Дин Менгуберди дважды совершили набеги на Грузию. Во время одного из нашествии войска разорили ущелье Арагви и увели в плен 7 тысяч горцев. Пленники взяли с собой икону св. Георгия.
Как гласит легенда, святыня вызвала в краю захватчиков невиданную засуху, а у народа не рождались дети. Так продолжалось семь лет. Шах был обеспокоен и призвал провидца. Тот сказал, что причина бед – икона пленного грузинского народа. Шах приказал бросили ее в огонь. Однако икона вознеслась из пламени и опустилась на рога самого большого быка – ломи. Пораженный чудом, шах дал пленным свободу. Бык, ведомый Господом, повел грузинский народ обратно в родной край. Но по дороге, где он останавливался, люди строили священные ниши, ставили крест.
По сказаниям, когда грузинский народ добрался до хребта, разделяющий реки Ксани и Арагви, бык испустил дух. На этом месте был построен храм Ломиси. Все вернувшиеся пленники поднимали из Арагви на хребет камни для строительства храма, а потом участвовали в возведении монастыря. Храм освятили в честь святого Георгия. Но быка-ломи, вернувшего грузинский народ на их землю, не забыли, дав монастырю и второе название – Ломиси. В храме и сегодня можно увидеть иконы Георгия, на которых вместе со святым изображен бык.
Когда-то по этим местам проезжал сам Александр Пушкин. Он видел гергетский храм, которому посвятил стихотворение «Монастырь на Казбеке». Однако к Ломиси, к сожалению, он так и не поднялся. Это объяснить довольно просто. Надо полагать, что, в отличие от гергетского храма, «парящего» над горами, «как в небе реющий ковчег», ломисская церковь с дороги почти не видна. Зато из Гудаури Ломиси хорошо виден, правда издалека он похож на крохотный спичечный коробок, лежащий на вершине хребта к югу от курорта.
На протяжении веков Ломиси считается местом чудес и источником веры. Многие желающие поднимаются сюда для того, чтобы лицезреть это прекрасное место, наполненное загадочными легендами и исцеляющей силой. Но на праздник Ломисоба здесь все становится по-особенному завораживающим. У подножья горы съезжаются тысячи паломников. Подъем совершается накануне вечером или рано на рассвете. Ночью люди освещают себе путь фонарями и всю дорогу поют песни. Зрелище неописуемое! Под утро организуют костры, разбивают палатки и проводят жертвоприношения баранов, телят или кур с просьбой о благополучии.
Несмотря на языческое происхождение, Ломисоба сегодня считается христианским праздником и даже входит в список церковных торжеств.