Новоафонский монастырь – возродившийся православный храм
Присутствие Российской империи в Грузии оставило заметные следы – это и поселения староверов, духоборов и молокан, русские поселения в Манглиси, курорт Абастумани. Новоафонский монастырь в Абхазии, построенный в неовизантийском стиле также является наследием, оставленным Российской империей.
Иверия – Удел Богородицы
До наших дней дошло православное предание о том, как первые христиане, ученики и последователи Иисуса Христа, в результате гонений решили покинуть Иерусалим. В 44 году нашей эры иудейский правитель Ирод Агриппа стал жестоко преследовать христиан. Апостолы, с согласия Девы Марии, решили покинуть Иерусалим и проповедовать христианство в других краях.
Для решения вопроса кому, в какие края направиться, они кинули жребий, по которому Богородице досталась далекая Иверия (ныне Грузия). Однако перед выездом из Иерусалима, ей приснился сон, в котором ангел велел остаться в Иерусалиме, так как подошло ее время, и Матерь Божья должна предстать пред Всевышним.
Мария призвала апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, передала им свой нерукотворный образ и благословила в путь. Апостолы пришли в Иверию, где занимались миссионерской деятельностью.
По одной из легенд именно в Абхазии Симон Канонит был зверски замучен. По одной из версий православных канонников это произошло на месте современного Нового Афона.
Новоафонский монастырь – оплот православия на Кавказе
Во 1874 году, император Александр II передал из государственной казны русским послушникам Пантелеймоновского монастыря в Афоне (Греция), территорию и значительную сумму денег. Монахи воспользовались этим предложением и на месте, где, якобы, погиб в муках Симон Кананит, основали монастырь, один из крупнейших в Российской империи.
Через год началось строительство монастырского комплекса. Автором проекта Новоафонской обители стал известный в те годы архитектор Н.Н. Никонов, автор многих культовых сооружений. Стены монастыря были расписаны группой художников из русского села Палех. Фрески же трапезной – творение братьев Оловянниковых, которые также расписали небольшие церквушки монастырского комплекса.
Основу монастыря составляют культовые сооружения:
- собор великомученика Пантелеймона;
- надвратный храм Вознесения Господня;
- храм в честь Афонских отцов;
- храм апостола Андрея Первозванного;
- церковь мученика Иерона;
- храм, построенный в честь иконы Божьей матери;
- колокольня (ее высота 50 метров);
- трапезная, также расписанная фресками.
Лишь к началу нового столетия удалось полностью завершить работы, но главный престол храма освящали уже в 1888 году. Церемонию освящения посетил Александр III с супругой. Прибытие царя было увековечено так:
- в честь приезда царской семьи отлили колокол;
- по краям тропинки, по которой царь поднялся к монастырю, монахи посадили кипарисы, сейчас ее именуют «царской аллеей»;
- на месте, где настоятель монастыря приветствовал императора, была возведена небольшая часовня.
Безусловно, царь не мог прийти без подарка монастырю, он преподнес монахам музыкальные куранты, которые и сейчас выполняют свою функцию на монастырской колокольне.
Новоафонский монастырь имел большую популярность. Это был самый крупный и значительный религиозный центр. По всему Кавказу и в Петербурге имелись подворья монастыря. Монахи учили детей письму и грамоте.
Активная хозяйственная деятельность монахов позволила им получать доходы от нескольких заводов (маслобойный, свечной, кирпичный), имелось коневодческое хозяйство. В садах монастыря созревали различные фрукты, как привычные, так и заморские (цитрусовые).
Новоафонский монастырь посещали известные писатели и деятели культуры, а также император Николай II.
Век ХХ – период запустения и возрождения
После переворота 1917 года, монахи тщетно пытались сохранить обитель. В 1924 году Новоафонский монастырь перестал действовать, а послушники подверглись гонениям за антиреволюционную деятельность. На территории святого места обустроили турбазу и историко-краеведческий музей , но большая часть помещений использовалась в качестве складских.
После развала СССР во время вооруженного конфликта, территорию монастыря использовали в качестве госпиталя.
С 1994 года в стенах обители вновь появились монахи, возобновились богослужения и наладился быт, восстановилось хозяйство. На территории монастыря открылось духовное училище и регентская школа.
Были восстановлены хозяйственные коммуникации и обновлен купол монастыря. Ремонтные работы все еще проводятся, но монастырь уже может принимать туристов.
Перед посещением монастыря следует учесть, что женщинам нельзя входить с непокрытой головой, открытыми плечами и в брюках.