Монастырь Чкондиди – символ раннего христианства

Давным-давно, как рассказывают предания, на месте, где сейчас возвышается монастырь Чкондиди, стоял могучий дуб. Крепкие развесистые ветви его были широко раскинуты, а огромная густая крона создавала большую тень вокруг. Местные жители почитали святыню, поклонялись ей и даже проводили жертвоприношения. Название Чкондиди переводится с мегрельского языка «Большой дуб». Дуб был у них олицетворением силы, мощи и защиты.

Но с приходом христианства дуб срубили. На его корнях построили храм, который сейчас называют Чкондиди или Мартвильский монастырь. Комплекс расположен вблизи города Мартвили, в регионе Самегрело и стал градообразующим для самого Мартвили. С одной стороны город окружает река Абаша, а с другой – небольшая цепь холмов. У подножья горы широко раскинулись долины двух рек: Цхенисцкали и Абаша. Из монастыря видна почти вся Имеретия и Самегрело. Комплекс окружен ограждением. Главный собор освящен в честь успения Девы Марии.

Испокон веков Чкондиди был центром языческих верований. На крутом холме стоял огромный и могучий дуб. Это была языческая святыня, которой поклонялись как богу. К дереву был прикреплен идол для поклонения. Дуб олицетворял плодородие, размножение и семейное благополучие. В шелесте листвы жрецы слышали голоса божеств, которым поклонялись и служили.

По словам швейцарского натуралиста Дюбуа де Монпере, который путешествовал по Грузии в 19 веке, остатки места языческого поклонения до сих пор находятся в стенах нынешнего монастыря.

Когда Андрей Первозванный впервые пришел в Самегрело, чтобы проповедовать христианство, он сокрушил идола, срубил дуб и на его месте установил крест. Датой строительства монастыря считается конец 7 века. Это был храм мучеников, его называли Мартвили, что в переводе означает «День Святого Духа». А епископский собор сохранил старое название – Чкондиди.

В 735-737 годах во время вторжения в Мурвана Глухого его армия расположилась в районе Чкондиди, после чего отсюда захватили замок Годжи. Враг разорил весь ансамбль монастыря. В итоге арабский завоеватель превратил храм в конюшню.

На что был похож изначально монастырь и как он перенес нашествие арабов, доподлинно неизвестно – исторических сведений, увы, не сохранилось. Однако, мы знаем, что в 10 веке царь Абхазии Георгий Второй решил восстановить монастырь Чкондиди. Возрождение этого религиозного и архитектурного ансамбля помогло бы ослабить византийское влияние на грузинские церкви. Поэтому помимо восстановления монастыря царь Георгий приказал основать епархию.

При перестройке комплекса древние строители попытались сохранить фундамент и на нем воспроизвести стилистику храмов тетраконх – тип центрического храма с 4-лепестковым планом. К сожалению, мы не знаем, как выглядел первый храм и поэтому не можем понять что сохранили, а что поменяли при перестройке.

Георгий Второй перенес в храм мощи святых и основал мартвильскую епархию. Грузинский историк 11 века Леонти Мровели писал: «Он [Георгий] устроил и управил все дела в отечестве и царстве своем, возвел храм в Чкондиди, образовал епископат и украсил его мощами многих мучеников».

С 10 века епископский центр Чкондиди-Мартвильский вносит свой вклад в развитие жизни в Грузии. Живущие здесь монахи или мудрые мужи способствуют культурному продвижению страны. Великий гимнограф Иоанн Минчхи был другом царя Георгия Второго. Он написал одно из своих поэтических произведений «Песнопение Георгия». Именно здесь, в середине 11 века другой грузинский царь Баграт Четвертый пригласил известного переводчика, писателя, историка и просветителя с Востока Георгия Мтацминдели (Георгий Атонели, Георгий Иверский), который стал наставником царя Давида Строителя.

Также стоит отметить дьякона Иванэ – прекрасного кузнеца, который в 11 веке создал знаменитый мартвильский Боевой крест. Реликвия находится в коллекции Музея искусств Грузии.

В конце 11-го века в результате турецко-сельджукского вторжения монастырь Чкондиди снова был сильно разрушен. Позже был снова восстановлен. Перед храмом похоронены дочери князя Давида Дадиани: Тамара и Нина. Владетельный князь Леван Дадиани тоже покоится здесь. Монастырь Мартвили стал местом упокоения практически всех представителей княжеского рода Дадиани: Екатерина Чавчавадзе-Дадиани, Андрей и Нико Дадиани, Давид Дадиани — сына последнего князя Самегрело.

Монастырь Чкондиди является не только местом захоронения великих князей. Здесь обрел вечный покой и грузинский царь Баграт Четвертый, хотя его могила до сих пор не найдена.

Мартвильский монастырь функционировал до прихода Советской власти. Тогда он был закрыт. Но в 1998 году в комплекс вдохнули вторую жизнь, и теперь он снова работает. Интересно что к монастырю ведет канатная дорога, построенная еще в советские времена и отремонтированная недавно.

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефону +995 555 566 540 *WhatsApp *Viber

Автор Хатия Имерели

 

Галерея