Великий бедняк Нико Пиросмани

lev

При жизни он рисовал за кусок хлеба, а после смерти его работы продавались за миллионы. Он прожил полную лишений жизнь, умер в нищете, а мировая слава пришла к нему лишь после смерти. Он так и не смог разбогатеть, но однажды ради любви он пожертвовал всем, что имел.

Нико Пиросмани — тот самый художник, историей из жизни которого вдохновились авторы песни про миллион алых роз.

Великий бедняк Нико Пиросмани

Нико в молодости

О жизни великого мастера известно так мало, что у некоторых возникает вопрос: а был ли Пиросмани? Однако сомневаться в существовании художника нам не позволяют его работы. Самобытные картины выполнены в стиле примитивизма. Кто-то скажет, что рисовать так может каждый. Но не каждый сможет разглядеть пронзительность живописи грузинского мастера и трагическую судьбу самого художника, о которой мы узнаем через его творения.

Нико не учился в престижных школах художников, он не оканчивал училищ. Это был художник-самоучка из маленькой грузинской деревни Мирзаани, расположенной в Кахетии. Он рос в такой бедности, что уже в детском возрасте работал на услужение в одной богатой тифлисской семье, где был слугой до 20 лет.

После Нико попал на железную дорогу, куда он устроился кондуктором. И именно в это время Пиросмани начинает делать первые шаги в живописи. Он написал портрет начальника с женой. Понравилась ли им работа начинающего художника, не известно. Но в скором времени Нико уволили из этого места.

После неудачного опыта работы кондуктором Нико Пиросмани вместе с товарищем открыли молочную лавку. Доход был маленький, но лавку свою художник любил — он разрисовал ее пышными цветами. Однако коммерческая жилка у мастера так и не проявилась. В итоге Пиросмани решает оставить лавку и зарабатывать на жизнь исключительно тем, что любил – живописью. Он не был типичным бедным грузином того времени. Честный и тихий интеллигент из крестьянской семьи – он мечтал лишь о том, чтобы рисовать.

Главным заработком Нико Пиросмани было создание вывесок для разного рода торговых заведений. Насыщенные, аппетитные, привлекательные, а порой и причудливые натюрморты для магазинов и духанов. Краски для рисования Пиросмани готовил самостоятельно, поскольку покупать их было непозволительной роскошью. Денег на холсты и доски также не было у художника, поэтому он брал то, что всегда было под рукой — клеенки со столов. Большая их часть были черными, что во многом определило то, как стала выглядеть живопись Пиросмани. И, невзирая на черный цвет «холста», краски его картин всегда были чистыми и сильными.

Нельзя не восхищаться талантом и внутренней силой художника-самоучки из маленькой грузинской деревни. Он творил и наслаждался своим маленьким миром, в котором мог создавать причудливые картины. Натюрморты, сцены крестьянской жизни, веселые застолья и не только — вот темы, которые вдохновляли Пиросмани. Он никогда не мог удовольствоваться чем-то одним. Когда ему надоело писать для духанов, он начал писать людей.

Великий бедняк Нико Пиросмани

Художник Николоз Пиросманашвили

Один из самых знаменитых работ художника – это портрет французской актрисы Маргариты де Севр. Той самой, ради которой бедный Нико купил тот самый миллион алых роз. Автор стихов — Вознесенский придал истории свою художественную окраску, но суть истории он передал достоверно. В действительности она имела место быть в Тбилиси в начале 20 века.

Французская актриса и танцовщица Маргарита де Севр приехала в Тбилиси на гастроли. Нико ее увидел и влюбился. Чтобы завоевать Маргариту, он продал свое имущество и на вырученные деньги скупил все цветы в городе. Дело было весной и, на самом деле, роз еще не было. Поэтому Пиросмани купил разные цветы и усыпал пестрым ковром их на улице перед ее домом. Сирень, акации, анемоны, бегонии, лилии, маки, пионы выгружали охапками прямо на мостовую. Было ли их действительно миллион или меньше, история умалчивает. Но, говорят, в тот день опустели все цветочные лавки Тбилиси.

Увидев такое огромное количество цветов, Маргарита решила, что покорила сердце местного богатея. Привыкшая к вниманию и ухаживаниям  совершенно других кавалеров, актриса вовсе и не думала, что по ней тоскует бедный художник. Изможденный и не имеющий ничего за душой Нико ее не интересовал. Сердце Маргариты так и не смягчилось по отношению к художнику. Даже миллионы самых прекрасных цветов не смогли завоевать любовь актрисы.

Как известно, история не очень хорошо закончилась. Маргарита вернулась в Париж. По слухам, сбежала с заезжим военным. Больше Нико и его муза не виделись.

После смерти художника его картины были выставлены в Лувре. Говорят, что к портрету Маргариты подошла старая женщина и заявила, что это она изображена на полотне.

Как сложилась жизнь Маргариты Севр, истории не известно. Но судьба Пиросмани была тяжелой. Видимо, не для счастья был рожден художник. Однако небольшой лучик счастья все же мелькнул в тяжелой жизни художника. Первая выставка работ Нико Пиросмани прошла в Тифлисе, всего за несколько лет до его смерти. Случилось это благодаря братьям Константину и Илье Зданевичам. Они стали первооткрывателями Пиросмани. Да и сама выставка проходила в их тифлисской квартире. Нико Пиросмани был замечен «Обществом грузинских художников». Но признание ничего не поменяло в жизни Нико. Его отчужденность прогрессировала — он не хотел ничьей помощи. В конце жизни мастер стал почти что отшельником. «Обществом грузинских художников» сумело собрать 300 рублей за помощь Пиросмани, но найти его уже не смогли.

Великий бедняк Нико Пиросмани

Стол в каморке художника

Он умер от голода и холода в полнейшей нищете 7 апреля 1918 года. После введения сухого закона многие духаны Тбилиси перестали работать, и художнику нечем стало зарабатывать на жизнь. Ранее гордый Нико теперь соглашался съесть тарелку супа и кусок хлеба, которые давали ему из милости. Он жил в комнатке под лестницей в подъезде старого тифлисского дома стараясь оставаться незамеченным. Глубокий кашель не оставлял его, ноги, руки, спина, грудь болели. Именно в этой комнатке Нико нашли соседи, после того как он пролежал в беспамятстве три дня и отвезли в больницу. Там Пиросмани и умер, не приходя в сознание. Сейчас улица где он жил и скончался носит его имя, а в той самой каморке под лестницей сделан маленький музей.

Великий художник умер в нищете и непризнанным. Однако сегодня полотна грузинского мастера известны всему миру. Они трогают сердца и вызывают улыбку. Больше ста лет назад бедный художник творил свои шедевры, не ведая, что придет время, когда они станут бесценными.

Бесценна не только его живопись, но даже память о нем. Грузины чтят и любят Нико Пиросмани. Когда-то давным-давно по тбилисским улочкам бродил неприкаянный художник, а после писал те сюжеты, очевидцем которых он был сам. И, несмотря на то, что прошло целое столетие, мы и сегодня можем увидеть Пиросмани на улице Тбилиси. Коленопреклоненный с барашком в руках он встретит нас в районе Абанотубани. Скульптура немного грустная, как и вся его жизнь. И пусть художник так и не смог разбогатеть, но творения бедного Нико обогатили кладовую мировой живописи, оставив потомкам гораздо больше, чем просто историю о миллионах пестрых цветов…

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: Великий бедняк Нико Пиросмани +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Автор: Хатия Имерели